25 жовтня 2016 року В Центральній бібліотеці для дітей відбувся міський семінар-практикум для бібліотекарів загальноосвітніх закладів м. Дніпра щодо інформатизації діяльності шкільних бібліотек.

Бібліотекарі закладів освіти ознайомилися з етапами інформатизації ЦСБД та взяли активну участь у тренінгу-модулі "Інформаційна культура - стратигічний напрямок діяльності сучасного шкільного бібліотекаря". Особливу зацікавленість викликала презентація медіаресурсів, створених фахівцями ЦСБД, на підтримку освіти.

Результатом семінару стало рішення про активізацію подальшої співпраці.

Блог (от англ. blog, сокр. от web log) – это сайт, представляющий собой онлайн-дневник, в котором в обратном хронологическом порядке опубликованы недлинные записи, или, как их еще называют, посты.

Кроме того, блог – это еще и замечательная развивающая и обучающая среда.

Хорошо, если блог узнаваем, если отличается от всех остальных – оформлением, структурой, оригинальной подачей материалов, выбором тем, демонстрацией детского творчества, собственными разработками каких-либо материалов, стилем общения со своими пользователями и т. д.  

Содержание          

Контент (содержание блога) должен соответствовать его теме, быть актуальным, интересным и содержательным.

Информация должна быть качественной, достоверной, написанной живым, доступным языком. Все незнакомые термины должны быть разъяснены.

В детской библиотеке охват аудитории очень широк. Сюда приходят дети, подростки, взрослые (родители, педагоги). Поэтому материалы должны подбираться с расчетом на конкретную целевую аудиторию.

Статьи и рекомендации по вопросам психологии, педагогики, детского чтения следует выделять отдельным пунктом меню блога.

Материалы необходимо редактировать, в случае необходимости делать исправления в архиве, заменять иллюстрации на более качественные. Грамматические ошибки или стилистические неточности недопустимы. Несоблюдение этих требований может вызвать недоверие и к библиотекарям, и к материалу.

Следует избегать длинного перечня правил, советов и рекомендаций, сухой назидательности.

Информация не должна быть агрессивной, навязчивой.

Слишком длинных публикаций лучше избегать. Читатели-дети легче воспринимают информацию в виде интересных фактов и коротких сообщений. Если все же пост получился длинным, то в него обязательно нужно вставить гиперссылку "Дальше".

Любую информацию можно «оживить» цитатами, загадками, небольшими стихотворениями, опросами-ответами, фотографиями, иллюстрациями, демонстрацией работ, выполненных детьми и др. Но их использование должно быть логично обоснованным.

Придумывайте интересные заголовки. Убедитесь, что ваши заголовки заметны. Они должны быть информативными по содержанию и оригинальными по форме (в виде вопроса, короткой цитаты, загадки и т. п.).

Блог – это еще и возможность раскрытия фонда библиотеки. Поэтому информацию можно подкреплять библиографией. Она не должна быть сложной, объемной. Привлекательно выглядит интерактивная подача литературы по теме в виде движущейся ленты, коллажа и т. п.

Информация в блоге может быть представлена в виде:

  • Новостей и анонсов мероприятий, комментариев к ним
  • Интересных фактов и сообщений
  • Небольших статей
  • Советов и рекомендаций для родителей (по вопросам чтения, воспитания и др.)
  • Материалов о формировании библиотечно-информационной грамотности у читателей
  • Презентаций, в т. ч. и мультимедийных
  • Конкурсов, викторин
  • Выставок:
  • Материалов о работе кружков

     – новых книг или книг по теме

     – детского творчества

     – фотовыставок

     – экспонатов, хранящихся в библиотеке (краеведческого х-ра или др.)

Мероприятия

Одна из основных задач блога – привлечение читателей в библиотеку. Поэтому информация о мероприятиях не должна выглядеть как сухая констатация фактов или отчет о проделанной работе. Должно быть понятно, чем занимались дети, чему научились, что нового узнали, какие наиболее интересные моменты понравились детям.

Стихи

К цитатам, стихам следует давать имя автора (можно очень мелким шрифтом, просто для информации).  

Кружки. Презентации детского творчества (конкурсы, выставки)

Для детей важно, когда к их работам относятся с вниманием, когда сверстники могут их увидеть, оценить, поделиться впечатлениями о них. Поэтому, выставляя работы детей, следует давать им оценку или комментарии к ним, обязательно указывать имена участников.    

Можно совмещать демонстрацию детских работ с художественным словом (небольшими стихотворениями, загадками). Информацию о видах искусства или творчества, технике исполнения работ, которую используют дети, важно давать в виде коротких справок о них.

Подобную информацию следует отражать в отдельных пунктах меню.

Книжные выставки

О действующих в библиотеке книжных выставках можно информировать в виде коротких сообщений, подкрепляя их фотографиями (достаточно одной-двух). На них должны быть видны названия книг, рубрики выставки (хотя бы некоторые из них), т. е. фотографии должны достаточно убедительно подкреплять информацию. При этом они не должны повторяться, быть однотипными.

Фотографии, иллюстрации

Все фотографии и иллюстрации должны быть качественными, с четким изображением.

В текстовых материалах они должны соответствовать их содержанию. Текст, подкрепленный фотографиями и иллюстрациями, привлекает внимание, выглядит ярче и интереснее, легче воспринимается. Но все же не следует перегружать ими информацию (одной-двух вполне достаточно).

К самостоятельно выставленным фотографиям важно давать короткие, интересные комментарии. Если в арсенале библиотеки их накопилось много, то лучше собрать их в отдельном пункте меню блога («Фотогалерея», «Фотоколлаж»). Здесь можно собирать фотографии, выполненные как библиотекарями, так и детьми – в виде выставок, коллажей, тематических демонстраций, фотовикторин и др.

Организация обратной связи с пользователями блога

Библиотечный блог – это возможность ненавязчивой рекламы библиотеки, ее услуг, популяризации чтения, привлечения новых читателей.

Необходимо обеспечить условия для того, чтобы читательская аудитория ожидала обновлений блога. Главный показатель востребованности блога – количество и качество комментариев. Как правило, в комментариях ведутся дискуссии, обсуждения, проводятся опросы и голосования, задаются вопросы, даются ответы. Все это способствует живому, активному общению с читателями, пользователями блога.

Важно показать, что вам небезразлично мнение ваших читателей. Старайтесь отвечать на каждый комментарий. Будьте активны и внимательны, ведь дети особенно чутко реагируют на равнодушие и неискренность. Только творческий, активный, искренний библиотекарь вызывает доверие и интерес у читателей.

Дизайн блога

Дизайн должен подчеркивать тематику блога, иметь понятную структуру и аккуратное исполнение, хорошо, когда он выдержан в едином дизайнерском стиле, т. е. имеет свое «лицо».

Цвет

Цвет в значитель­ной степени влияет на восприятие инфор­мации. Сочетание цветов должно быть корректным, цветовая гамма должна так выделять текст, чтобы он легко воспринимался.

В блоге детской библиотеки уместно красочное, привлекающее внимание оформление – ведь основные наши читатели, реальные и потенциальные, – это дети. Но дизайн не должен быть вызывающим, пестрым, слишком ярким. Он должен выглядеть эстетично, быть комфортным для пользователя. Яркими могут быть заголовки, иллюстрации, отдельные элементы оформления.

Фон страницы следует выдерживать в светлых тонах, т. к. на светлом фоне лучше виден текст.

Любой фоновый рисунокзатрудняет восприятие текста, поэтому его следует избегать или же сделать минимально контрастным.

Цветовое выделение текста (подстрочный фон) также нежелательно использовать – текст выглядит перегруженным и неаккуратным.

Для набора текста лучше выбирать темные, насыщенные цвета, чтобы они контрастировали с фоном. Оттенки красного здесь использовать не стоит – такой текст некомфортно читать, он хуже воспринимается, быстро утомляет. Красный (бордовый, темно-красный и т. п.), как и другие яркие цвета, можно использовать в цитатах, объявлениях, обращениях, заголовках, приглашениях, поздравлениях и т. п.

В одном посте желательно использовать не более 3-х цветов.

Шрифт

Гарнитура шрифта должна быть единой для всего блога.

Нельзя набирать текст декоративным, трудноразличимым шрифтом, т. к. это может привести к некорректному отображению в различных браузерах.

Размер шрифта в заголовке и в тексте должен отличаться на один-два порядка.

Следует избегать больших объемов текста, набранных в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ КЛАВИАТУРЫ.

Выделение текста жирным шрифтом можно применять там, где это действительно уместно, т. е. в заголовке, выделении особенно важной информации.

Форматирование текста

Текст легче воспринимается, когда он подан отдельными блоками,

разделенными межстрочными пробелами (по 3-4 предложения в каждом).

Выравнивать текст лучше по левому краю, за исключением тех случаев, когда это является творческой задачей.

В самом же тексте следует соблюдать пробелы, соответствующую пунктуацию.

Помните! Популярность блога определяется как его содержанием,
так и его внешним оформлением.


Ukrainian Chinese (Traditional) English French German Italian Russian Spanish

Залиште своє питання або відгук